«Проект» сказал, как столичные бюрократы обходят закон и контроль при выполнении госзаказов, бенефециарами которых являются друзья Путина | полезное на oremontekvartir

«Проект» сказал, как столичные бюрократы обходят закон и контроль при выполнении госзаказов

Moscow-Live.ru / Акишин Вячеслав

 

 
 

Претендуя на должность мэра Москвы, Сергей Собянин заявил, что хочет сделать открытую, прозрачную, понятную систему размещения и выполнения госзаказов на стройку

Moscow-Live.ru / Oksana Evlanova

 

 
 

В целом за 10 собянинских лет Москва израсходовала на инфраструктуру и благоустройство 8,5 трлн руб., на социальные статьи — 9 трлн.

Moscow-Live.ru / Акишин Вячеслав

Претендуя на должность мэра Москвы, Сергей Собянин заявил, что хочет сделать открытую, прозрачную, понятную систему размещения и выполнения госзаказов на стройку, которая дозволит отлично делать адресную вкладывательную программку Москвы. За 10 лет программка выросла с 200 миллиардов рублей до 663 миллиардов, но оказалась далековато не прозрачной, а госзаказ Москвы становится все наименее открытым. О этом сообщается в совместном расследовании портала «Проект» и журнальчика Forbes.

Годы правления Собянина стали неописуемо успешными для городка по части денег. Если бюджет всей Рф вырос за этот период времени вдвое, то бюджет Москвы — практически втрое. При всем этом главным и самым быстрорастущим доходом оказался налог на доходы обычных людей. От НДФЛ город получил в 2019 году в 2,2 раза больше, чем в 2011 году, а сборы налога на прибыль выросли лишь в 1,5 раза.

С 2015 года в Москве запустили программку благоустройства «Моя улица» стоимостью практически 200 миллиардов рублей, а в 2017 году — программку реновации: оба эти проекта вызвали недовольство городских жителей и подозрения в нецелевом расходовании средств. Еще резвее при Собянине росли расходы на пропаганду и коммуникацию с популяцией — растраты на городские СМИ, информатизацию, устройство МФЦ, реорганизацию взаимодействия с делом и так дальше.

В целом за 10 собянинских лет Москва израсходовала на инфраструктуру и благоустройство 8,5 трлн руб., на социальные статьи — 9 трлн. В 2019 году толика соц расходов в бюджете Москвы — 42%. Такое распределение — уникальность для бюджетов регионов, где соцрасходы обычно составляют 60-70% и наиболее бюджета.

Кто больше всех заработал на «похорошевшей» Москве

Для того, чтоб осваивать эти колоссальные средства, правительству Собянина пришлось придумать определенные схемы. Всего через месяц опосля предназначения мэром Собянин сменил главу департамента городского строительства, которым стал министр строительства Татарстана Марат Хуснуллин. Еще через пару недель Хуснуллин был повышен до должности вице-мэра по вопросцам градостроительной политики и строительства, и вослед за ним в правительстве Москвы возникло огромное количество чиновников из Казани. Лишь в числе директоров учреждений и дочерних компаний стройкомплекса Москвы оказалось больше 20 человек, в различное время работавших в Минстрое Татарстана, мэрии Казани, местных строй компаниях. Несколько из их возглавили департаменты и большие экономные учреждения либо заняли наименее большие должности в тех же ведомствах.

Иная часть команды Хуснуллина оказалась на наименее приметных, но принципиальных позициях. Так, прошлый директор нижнекамского «Нефтегазинжиниринга» Константин Матвеев в 2013 году стал директором принадлежавшего Москве проектного института АО «Мосинжпроект», который сейчас стали именовать «инжиниринговой компанией», и дали ему наикрупнейший договор Столичного метрополитена — 610 миллиардов рублей на стройку 33 станций метро. Год назад выручка института составила 45 миллиардов против прежних полутора млрд.

В неких договорах институт был должен исполнять функцию заказчика и завлекать на субподряд строй компании. Таковым образом он перевоплотился в строительный холдинг с несколькими десятками дочерних компаний. За 10 лет «Мосинжпроект» получил от Москвы 832 миллиардов рублей в виде договоров, а сам пораздавал их наиболее чем на 1,5 трлн рублей, став таковым образом главным распорядителем средств в Москве.

В 10-ку главных заказчиков при Собянине, кроме АО «Мосинжпроект», входят ГУП «Столичный метрополитен», ГКУ «Управление дорожно-мостового строительства», Департамент строительства Москвы, ГБУ «Авто дороги», Столичный Фонд реновации жилой стройки, КП «Управление штатского строительства», ГУП «Мосгортранс», департамент информационных технологий и АО «Мосводоканал».

За 10 лет восемь департаментов и комитетов стройкомплекса Москвы, 20 разных экономных и казенных компаний и несколько 10-ов АО и ООО распределили 4,3 трлн рублей — это наикрупнейший заказчик в городке. Сразу они сами стали исполнителями договоров минимум на 1,2 трлн рублей.

Наиболее 10 организаций, учредителями которых являются департаменты стройкомплекса и «Мосинжпроект», сами выступают и как подрядчики, и как заказчики строек, к тому же главами почти все из их стали земляки и коллеги Хуснуллина. Так, одну из дочерних компаний «Мосинжпроекта», АО «Управление экспериментальной стройки микрорайонов»(УЭЗ), возглавил казанский строитель Альберт Суниев, а другую, АО «Управление развития строй технологий»(УРСТ), — его земляк Владимир Логинов.

За 10 лет две эти конторы стали наикрупнейшими заказчиками посреди всех дочерних организаций «Мосинжпроекта», получив и раздав договоры на сумму 105 и 110 млрд рублей соответственно. Таковым образом, фактическое распределение договоров вынесено за границы правительства Москвы и его подведомственных учреждений. Это дозволяет управлять средствами наиболее гибко, также минимизировать наружный контроль.

Рейтинг подрядчиков Москвы

По данным «Проекта», большие строй договоры сосредоточились в нескольких больших компаниях, обладатели которых тесновато соединены с мэрией или президентом Рф, либо же спрятаны за номиналами и офшорами.

1-ое пространство в рейтинге занимает «Мостотрест», принадлежащий Аркадию Ротенбергу: сумма его договоров составляет 441,5 млрд рублей. «Мостотрест» начал получать договоры от правительства Москвы в 2011 году с реконструкции развязки МКАД и Ленинградского проспекта за 4,8 миллиардов руб. В последующем году компания уже получила наикрупнейший на тот момент договор на 121 миллиардов руб. и обязана была выстроить часть Северо-Западной хорды и несколько развязок с МКАД в прилегающих районах.

В 2018 года компания опять получила договоры в Москве: на участок Северо-Восточной хорды, тоннель и развязки на Калужском шоссе. В конце концов, Ротенберг получил попорядку и на стройку участка Сокольнической полосы метро, что в итоге сделало его наикрупнейшим личным подрядчиком правительства Москвы при Собянине.

2-ое пространство занимает «Метровагонмаш» с 402 миллиардов руб.: он поставляет трамвайные вагоны и вагоны для столичного метро. В совет директоров «Трансмашхолдинга», которому принадлежит «Метровагонмаш», в 2003-2011 годах заходил сегодняшний вице-мэр Москвы по транспорту Максим Ликсутов. В 2012 году Ликсутов заявил, что продал долю акций «Трансмашхолдинга» «своим партнерам», а годом позднее развелся с супругой, Татьяной Ликсутовой. Благодаря разводу она стала владелицей остальных активов семьи, в том числе «Аэроэкспресса», работающего в Москве.

Третье пространство в перечне занимают компании дорожного строительства «МИСК»и «АРКС» с 286 миллиардов руб. МИСК начинала работать еще при Юрии Лужкове и стала известна как один из больших подрядчиков по укладке плитки в Москве. АРКС известна строительством ЦКАД, Северо-Восточной хорды и Южной рокады. С 2011-го по 2015 годы крайняя из этих компаний принадлежала давнешнему другу президента Путина Геннадию Тимченко и получала по 20-40 миллиардов руб. госконтрактов в год, в главном от правительства Москвы. Опосля ухода Тимченко компания фактически на сто процентов растеряла столичный заказ, но ее доход как и раньше стабилен.

На четвертом месте размещается компания «Ингеоком»(139 миллиардов руб), которая с 2015 года принадлежит банку ВТБ и ранее занималась строительством станций метро, а в 2018 году получила договор на реконструкцию и стройку на Варшавском шоссе от ГКУ «Москворечье»стоимостью 14 миллиардов рублей.

ГК «ПИК» занимает 5-ое пространство и является наикрупнейшим по размерам русским застройщиком. До пуска Фонда реновации договоров с правительством Москвы у него не было. На реновации же ПИК заработал 114 миллиардов руб., еще 17 миллиардов — на наиболее маленьких договорах, начиная с 2018 года. На ПИК приходится четверть всех договоров фонда реновации. А на шестом месте расположилась занимающаяся дорожным строительством компания МСУ-1 (108 миллиардов руб).

На седьмом месте расположилась занимающаяся строительством метро компания ИБТ: в 2013 году столичный «Мосинжпроект»стал совладельцем данной компании, учрежденной украинским метростроителем «Интербудтоннель», в 2016 году Москва вышла из состава учредителей компании, а к 2019 году все ее собственники оказались в офшорах. Наикрупнейшие договоры конторы — стройку участка метро по Солнцевской полосы до аэропорта Внуково за 30 миллиардов руб. и участок от Каховской до проспекта Вернадского за 35 миллиардов руб.

Восьмое пространство занимают компании «МКМ-Логистика»и «Эколайн», ставшие наикрупнейшими игроками мусорного рынка и «заработавшие» 66 миллиардов руб. У обеих заключены несколько долголетних договоров с городом: у «Эколайна»это договоры на 15 лет на вывоз мусора в Северном и Центральном административных окрестностях Москвы, у «МКМ-Логистики»- подобные договоры в Западном и Юго-Западном окрестностях.

На 9 месте находится «Ростелеком» — главный поставщик услуг по передаче данных с узлов учета тепла и видеокамер по заказам правительства Москвы, «заработавший» 65 миллиардов руб. А замыкает 10-ку ГК ЕКС, работающая в области промышленного и дорожного строительства и благоустройства не только лишь в Москве, да и в остальных принципиальных регионах — таковых, как Санкт-Петербург, Ярославль, Нижний Новгород и Тула. Сумма ее договоров составляет 64 миллиардов руб.

На 11 месте находится компания «Трансинжстрой», занимающаяся строительством метро и курируемая Основным управлением спецпрограмм президента Рф: она заработала 57 миллиардов руб. 12е пространство у УСК «Мост» (55 миллиардов руб), которая в главном занимается общероссийскими проектами прямо до мостового перехода на полуостров Российский. С 2016 года контрольным пакетом акций компании обладает выходец из Чечни, друг Рамзана Кадырова, бизнесмен Руслан Байсаров: опосля того, как он стал обладателем пакета, компания получила 1-ый с 2013 года большой договор на стройку метро в Москве.

51 миллиардов рублей заработала компания КАМАЗ, занимающая 13 пространство. В 2018 году»Мосгортранс» начал брать у КАМАЗа низкопольные автобусы и электробусы с зарядными станциями. За 2018-2020 годы было куплено наиболее 1 тыс. автобусов и 200 электробусов. В планах КАМАЗа была организация сборки электробусов в Москве, так как город планирует с 2021 года отрешиться от закупки дизельных автобусов. Глава основного обладателя КАМАЗа — давнешний друг президента Сергей Чемезов.

На 14 месте находится компания «Хартия», которой по договорам с правительством Москвы отошли договоры на вывоз мусора в Восточном и Северо-Восточном окрестностях столицы (45 миллиардов рублей). Главный обладатель компании — отпрыск бывшего генпрокурора Рф Юрия Чайки Игорь Чайка, утверждавший, что отец не помогал ему в бизнесе.

15 пространство занимает компания «Горизонт», «заработавшая» 41 миллиардов руб., но на данный момент находящаяся в процессе банкротстства. Это относится и к занимающему 16 пространство НПО «Космос»с 34 миллиардов рублей: прошлый обладатель компании Андрей Черняков инкриминируется в хищении 14 миллиардов руб. из «Банка Москвы»и невыплате рабочим зарплаты в размере 182 млн руб.

34 миллиардов руб. заработала и находящаяся на 17 месте компания «Трансавтолиз», которой принадлежит наикрупнейший личный пассажирский автоперевозчик Москвы «Автолайн»со 128 маршрутами. На 18 месте находится компания «Комкор», которой принадлежит бренд «Акадо»: эта компания — наикрупнейший сетевой провайдер правительства Москвы и подведомственных ему организаций. Не считая того компания передает данные с камер видеонаблюдения во дворах и подъездах в Москве. Она заработала 33 миллиардов руб.

На 19 месте находится компания «Крост» с 32 миллиардов руб. При Лужкове «Крост» участвовал в «первой волне» реновации, а опосля прихода команды Собянина получал только маленькие, меньше млрд рублей, договоры с столичной дирекцией штатского строительства. Не считая жилых домов для фонда реновации, «Крост» воспринимал роль в строительстве заразного лазарета в Вороновском в весеннюю пору 2020 года, также в составе группы компаний находятся несколько бетонных заводов, включая создание уличной плитки.

Закрывает двадцатку НПО «Путные технологии», заработавшее 30 миллиардов руб. на поставках противогололедных реагентов для ГБУ «Авто дороги». При Юрии Лужкове в Москве одно время отрешались от реагентов во дворах и на тротуарах и посыпали их гранитной крошкой, но опосля прихода Собянина возвратились к хим средствам.

Ворачиваясь к вопросцу расходования средств компаниями, напомним, что вначале Собянин заявил, что хочет сделать открытую, прозрачную, понятную систему размещения и выполнения госзаказов на стройку, которая дозволит отлично делать адресную вкладывательную программку Москвы. С 200 миллиардов руб. в 2010 году программка выросла до 663 миллиардов в 2020 году, но оказалась далековато не прозрачной.

Это сделалось вероятным благодаря тому, что в Рф действуют два закона о госзакупках. Федеральный закон N44 о контрактной системе, обязывающий все муниципальные и экономные учреждения к серьезной процедуре проведения конкурсов и публикации договоров, начал действовать с 2014 года. Но с 2012 года существует закон N 223, по которому закупки производят акционерные общества и ООО, принадлежащие государству. Этот закон дозволяет заказчикам устанавливать свою закупочную политику, заключать договоры наиболее свободно и даже не обязует их публиковать договоры с единственным поставщиком. В 2015 году на него приходилось меньше половины договоров, в 2019 году — 60% договоров Москвы, а в стройкомплексе — 70%.

Конкретно на этот, наименее прозрачный закон стали перебегать экономные учреждения Москвы. Заключать по нему договоры они могут, если расходуют «без помощи других заработанные средства». А это в том числе средства, приобретенные по договорам с иными учреждениями, принадлежащими Москве: в итоге средства, приобретенные из бюджета, стают основанием, чтобы не открывать их трату. Не считая того, больше и больше договоров стали распределять акционерные общества, принадлежащие Москве, такие как «Мосинжпроект». Став «управляющей компанией» стройкомплекса Москвы, он практически распоряжается госзаказом, хотя по Экономному кодексу госзаказчиками могут быть лишь получатели экономных средств, финансируемые впрямую из бюджета.

Это, в свою очередь, сделалось вероятным частично благодаря приватизации имущества Москвы. Еще начиная с 90-х годов часть стройкомплекса Москвы была реорганизована в АО. При Собянине приватизация продолжилась и несколько компаний, ставших на данный момент большими финансовыми узлами и подрядчиками стройкомплекса, также выросли из бывших ГУПов и в акционерной форме оказались на сто процентов непрозрачны. А с 2017 года компании, заключающие договоры на основании 223-го закона, могут не публиковать сведения о поставщиках по договорам: эта мера была призвана защитить конторы от санкций, но в итоге привела к тому, что практически весь строительный госзаказ столицы оказался укрыт от публичного контроля.

Не считая того, при Собянине большими распорядителями экономных средств в стройкомплексе Москвы стали автономные некоммерческие организации (АНО). В 2012 году возникла АНО «Столичный урбанизированный форум», проводящая одноименное каждогоднее мероприятие с большущим бюджетом. В 2017 году эта схема была использована на Столичном фонде реновации жилой стройки, который сходу же зарегистрировали в форме АНО. Бюджет Фонда реновации на 2018-2022 годы составляет наиболее 600 миллиардов руб, а статус АНО на сто процентов выводит компанию из-под деяния законов о контрактной системе, освобождая от обязанности располагать закупки, публиковать договоры, открывать подрядчиков и даже публиковать свою финансовую отчетность. А ее финансирование, обычно, проводится вне конкурсов — через субсидии.

С 2018 года АНО стали появляться и в остальных структурах мэрии: так, в департаменте строительства возникли две новейших некоммерческих организации с схожими наименованиями — АНО РСИ (Развитие социальной инфраструктуры) и АНО РСИО (Развитие спортивных и инфраструктурных объектов). Через РСИ проводятся расходы на стройку больниц, а РСИО строит и реконструирует стадионы и остальные физкультурные объекты: их возглавили бюрократы, переехавшие в Москву из Казани вослед за Хуснуллиным — Юрий Кондауров и Ильгиз Хайрутдинов. В 2020 году через их должны расположить заказов на 33 миллиардов рублей, но настоящий оборот, по словам журналистов, будет намного больше. При всем этом результаты конкурсов публикуются не постоянно, а ряд подрядчиков этих организаций неопознаны, тогда как бюджет «некоммерческого сектора» Москвы за 2011-2020 годы составил наиболее 640 миллиардов руб. либо шестую часть всех расходов стройкомплекса Москвы.

2-ой по обороту опосля стройкомплекса заказчик Москвы — комплекс городского хозяйства: департамент ЖКХ и практически 40 подведомственных ему экономных учреждений и акционерных обществ. Это долголетняя вотчина еще 1-го вице-мэра Москвы Петра Бирюкова. С 2011 года подчиненные Бирюкову структуры издержали наиболее 1,55 трлн руб., еще наиболее 730 миллиардов израсходовали районные ГБУ «Жилищник»и «Авто дороги», формально подчиняющиеся префектурам городка. В ведении Бирюкова находится и программка «Моя улица», которая была формально завершена в 2018 году, но потом возобновилась с прежними расходами — 20-30 миллиардов руб. в год, и была приостановлена лишь в этом году из-за борьбы с коронавирусом.

Огромное количество заказчиков — наиболее 160 — находится и в коммунальном комплексе Третья часть общей суммы договоров раздают ГБУ «Авто дороги»и АО «Мосводоканал». Большая часть данной суммы разыграна по непрозрачному 223-му закону, заказчики и поставщики по сиим договорам неопознаны.